Подводные лодки проекта 877 палтус. Подводные лодки Военно-морского флота России (дизель-электрические)

Подводные лодки проекта 877 палтус. Подводные лодки Военно-морского флота России (дизель-электрические)
Подводные лодки проекта 877 палтус. Подводные лодки Военно-морского флота России (дизель-электрические)

В продолжение публикаций о подводных лодках, стоявших ранее на вооружении ВМФ СССР и России, и переоборудованных в музеи, предлагаем вашему вниманию краткий обзор современных российских подводных лодок. В первой части будут рассмотрены неатомные (дизель-электрические) подводные лодки.

В настоящее время на вооружении Военно-морского флота России стоят дизель-электрические подводные лодки трёх основных проектов: 877 "Палтус", 677 "Лада" и 636 "Варшавянка".

Все современные российские дизель-электрические подводные лодки построены по схеме с полным электродвижением: основным двигателем является электромотор, питаемый от аккумуляторных батарей, перезарядка которых осуществляется в надводном положении или на перископной глубине (при поступлении воздуха через шахту РДП) от дизель-генератора. Дизель-генератор выгодно отличается от дизельных двигателей меньшими габаритами, что достигается за счёт повышения оборотов вращения вала и отсутствии необходимости в реверсе.

Проект 877 "Палтус"

Подводные лодки проекта 877 (шифр "Палтус", по классификации НАТО - Kilo) - серия советских и российских подводных лодок 1982-2000 гг. Проект разработан в ЦКБ "Рубин", генеральный конструктор проекта Ю.Н.Кормилицин. Головной корабль построен в 1979-1982 гг. на заводе им. Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре. Впоследствии корабли проекта 877 строились, на судостроительном заводе "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде и ОАО "Адмиралтейские верфи" в Санкт-Петербурге.

Корпус лодки впервые в СССР был выполнен в "дирижабельной" форме с оптимальным с точки зрения обтекаемости соотношением длины к ширине (чуть больше 7:1). Выбранная форма позволила повысить скорость подводного хода и снизить шумность, за счёт ухудшения мореходности в надводном положении. Лодка имеет традиционную для советской школы подводного кораблестроения двухкорпусную конструкцию. Лёгкий корпус ограничивает развитую носовую оконечность, в верхней части которой находятся торпедные аппараты, а нижнюю занимает развитая основная антенна гидроакустического комплекса "Рубикон-М".

Лодки проекта получили автоматизированный комплекс вооружения. В состав вооружения вошли 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, до 18 торпед или 24 мины. В советское время на кораблях устанавливался оборонительный ЗРК "Стрела-3", который мог использоваться в надводном положении.

Подводная лодка Б-227 "Выборг" проекта 877 "Палтус"

Подводная лодка Б-471 "Магнитогорск" проекта 877 "Палтус"

Продольный разрез подводной лодки проекта 877 "Палтус":

1 - основная антенна ГАК "Рубикон-М"; 2 - 533-мм ТА; 3 - первый (носовой или торпедный) отсек; 4 - якорный шпиль; 5 - носовой люк; 6 - запасные торпеды с устройством быстрого заряжания; 7 - носовой горизонтальный руль с механизмом заваливания и приводами; 8 - жилые помещения; 9 - носовая группа АБ; 10 - репитер гирокомпаса; 11 - ходовой мостик; 12 - перископ атаки ПК-8,5; 13 - зенитный и навигационный перископ ПЗНГ-8М; 14 - ПМУ устройства РДП; 15 - прочная рубка; 16 - ПМУ антенны РЛК "Каскад"; 17 - ПМУ антенны радиопеленгатора "Рамка"; 18 - ПМУ антенны СОРС МРП-25; 19 - контейнер (кранец) для хранения ЗР ПЗРК "Стрела-ЗМ"; 20 - второй отсек; 21 - центральный пост; 22 - третий (жилой) отсек; 23 - кормовая группа АБ; 24 - четвертый (дизель-генераторный) отсек; 25 - ДГ; 26 - баллоны системы ВВД; 27 - пятый (электромоторный) отсек; 28 - ГГЭД; 29 - аварийный буй; 30 - шестой (кормовой) отсек; 31 - кормовой люк; 32 - ГЭД экономического хода; 33 - приводы кормовых рулей; 34 - линия вала; 34 - кормовой вертикальный стабилизатор.

Тактико-технические данные проекта 877 "Палтус":

Проект 677 "Лада" ("Амур")

Подводные лодки проекта 677 (шифр "Лада") - серия российских дизель-электрических подводных лодок, разработанных в конце XX века в ЦКБ "Рубин", генеральный конструктор проекта Ю.Н.Кормилицин. Лодки предназначаются для уничтожения субмарин, надводных кораблей и судов противника, защиты военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций, ведения разведки. Серия является развитием проекта 877 "Палтус". Низкий уровень шумности был достигнут благодаря выбору однокорпусного конструктивного типа, уменьшением габаритов корабля, применению всережимного главного гребного электродвигателя на постоянных магнитах, установкой виброактивного оборудования и внедрению технологии нанесения противогидролокационного покрытия нового поколения. Строятся подводные лодки проекта 677 на ОАО "Адмиралтейские верфи" в Санкт-Петербурге.

Подводная лодка про­ек­та 677 вы­пол­не­на по так на­зы­вае­мой по­лу­то­ра­кор­пус­ной схе­ме. Осе­сим­мет­рич­ный проч­ный кор­пус из­го­тов­лен из ста­ли АБ-2 и прак­ти­че­ски по всей дли­не име­ет оди­на­ко­вый диа­метр. Но­со­вая и кор­мо­вая за­кон­цов­ки име­ют сфе­ри­че­скую фор­му. Пло­ски­ми пе­ре­бор­ка­ми кор­пус раз­де­лен по дли­не на пять во­до­не­про­ни­цае­мых от­се­ков, по­сред­ст­вом плат­форм кор­пус раз­де­лен по вы­со­те на три яру­са. Лег­ко­му кор­пу­су при­да­на об­те­кае­мая фор­ма, обес­пе­чи­ваю­щая вы­со­кие гид­ро­ди­на­ми­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки. Ограждение выдвижных устройств име­ет та­кую же фор­му, как у ло­док про­ек­тов 877, в то же вре­мя кор­мо­вое опе­ре­ние вы­пол­не­но кре­сто­об­раз­ным, а пе­ред­ние го­ри­зон­таль­ные ру­ли раз­ме­ща­ют­ся на ог­ра­ж­де­нии, где они соз­да­ют ми­ни­маль­ные по­ме­хи ра­бо­те гид­ро­аку­сти­че­ско­го ком­плек­са.

По сравнению с "Варшавянкой" надводное водоизмещение снижено почти в 1,3 раза - с 2 300 до 1 765 тонн. Скорость полного подводного хода увеличена с 19-20 до 21 узла. Численность экипажа уменьшена с 52 до 35 подводников, при этом автономность осталась без изменения - до 45 суток. Лодки типа "Лада" отличаются очень низким уровнем шумности, высоким уровнем автоматизации и относительно небольшой ценой по сравнению с зарубежными аналогами: немецким типом 212, и франко-испанским проектом "Scorpene", обладая при этом более мощным вооружением.

Подводная лодка Б-585 "Санкт-Петербург" проекта 677 "Лада"

Продольный разрез подводной лодки проекта 677 "Лада":

1 - выгородка основной антенны ГАК; 2 - носовая ЦГБ; 3 - 533-мм ТА; 4 - торпедопогрузочный люк; 5 - якорь; 6 - носовой (торпедный) отсек; 7 - запасные торпеды с устройством быстрого заряжания; 8 - выгородка вспомогательных механизмов; 9 - носовая АБ; 10 - ходовой мостик; 11 - прочная рубка; 12 - второй (центрального поста) отсек; 13 - центральный пост; 14 - главный командный пост; 15 - агрегатная выгородка РЭВ; 16 выгородка вспомогательного оборудования и общесудовых систем (трюмных насосов, насосов общесудовой системы гидравлики, преобразователи и кондиционеры); 17 - третий (жилой и аккумуляторный) отсек; 18 - кают-компания и камбузный блок; 19 - жилые помещения и медицинский блок; 20 - кормовая АБ; 21 - четвертый (дизель-генераторный) отсек; 22 - ДГ; 23 - выгородка вспомогательных механизмов; 24 - пятый (электромоторный) отсек; 25 - ГЭД; 26 - топливная цистерна; 27 - приводы кормовых рулей; 28 - линия вала; 29 - кормовая ЦГБ; 30 - кормовые вертикальные стабилизаторы; 31 обтекатель канала выхода ГПБА.

Тактико-технические данные проекта 677 "Лада":

*Амур-950" - экспортная модификация проекта 677 "Лада" оснащена четырьмя торпедными аппаратами и УВП на десять ракет, способна произвести залп из десяти ракет за две минуты. Глубина погружения - 250 метров. Экипаж - от18 до 21 человека. Автономность - 30 суток.

Из-за недостатков силовой установки планировавшееся серийное строительство лодок этого проекта в первоначальном виде отменено, проект будет дорабатываться.

Проект 636 "Варшавянка"

Подводные лодки проекта 636 (шифр "Варшавянка", по классификации НАТО – Improved Kilo) многоцелевые дизель-электрические подводные лодки – улучшенный вариант экспортной подводной лодки проекта 877ЭКМ. Проект разработан также в ЦКБ "Рубин", под руководством Ю.Н.Кормилицина.

Подводные лодки типа "Варшавянка", объединяющего проекты 877 и 636 и их модификации, являются основным классом неатомных подводных лодок, производимых в России. Они стоят на вооружении как российского, так и ряда зарубежных флотов. Проект, разработанный в конце 1970-х годов, считается весьма удачным, поэтому строительство серии, с рядом усовершенствований, продолжается и в 2010-х годах.

Подводная лодка Б-262 "Старый Оскол" проекта 636 "Варшавянка"

Тактико-технические данные проекта 636 "Варшавянка":

Продолжение следует.

Корабли проекта 877 «Палтус» - это серия советских и российских дизель-электрических подводных лодок, разработка которых началась еще в 70-е годы прошлого века. Первый корабль был заложен в Комсомольске-на-Амуре в 1979 году и спущен на воду – в 1982. Субмарины проекта 887 относятся к третьему поколению дизель-электрических подводных лодок.

Эти подлодки нередко называют «Варшавянками», хотя это не совсем точно. Официально «Варшавянка» - это подводная лодка проекта 636 , которая является дальнейшим развитием «Палтуса», его экспортной модификацией. Второй причиной подобной путаницы в названиях является тот факт, что первоначально этими субмаринами Советский Союз планировал вооружить своих союзников по Варшавскому договору.

В настоящее время в состав российского ВМФ входит 15 подводных лодок проектов 877, 877ЛПМБ, 877В и 877ЭКМ. Они также находятся на вооружении ВМС Алжира, Польши, Румынии, Индии, Китая и Ирана.

Подводные лодки проектов 877 и 636 получились настолько удачными, что они до сих пор являются основными неатомными субмаринами российского флота. Более того, их производство продолжается и в наши дни. За свою малошумность и незаметность на Западе «Варшавянка» получила название «Черная дыра».

История создания

Ещё в начале 70-е годов в Советском Союзе было принято решение о создании новой дизель-электрической подводной лодки. К этому времени развитие гидроакустических комплексов перевело подлодки проекта 641Б в разряд устаревших. Нужны были корабли нового поколения, сравнительно небольшие, малошумные, оснащенные новейшими комплексами обнаружения и нападения. Создание подлодки было поручено ленинградскому КБ «Рубин» - одному из ведущих предприятий СССР в области проектирования как атомных, так и дизель-электрических субмарин.

Военные требовали, чтобы новый корабль мог гарантировано выйти победителем из боевого столкновения с любой подлодкой подобного класса за счет оптимального сочетания малой шумности, эффективности средств обнаружения противника и мощности оружия. Кроме того, в этот проект изначально закладывались заделы для дальнейших модернизаций. Предполагалось, что новая подводная лодка будет находиться на вооружении в течение нескольких десятилетий.

Во время разработки этого проекта было решение о поставках новой субмарины союзникам по Варшавскому договору. Поэтому подлодки проекта 887 получили неофициальное название «Варшавянка».

В 1974 году военные моряки подготовили техническое задание для нового корабля. По сравнению с проектом 641 конструкторам было необходимо значительно увеличить скорость подводного хода корабля, улучшить его мореходность, уменьшить численность экипажа, путем автоматизации основных процессов управления. Особенное внимание разработчикам следовало уделить обитаемости новой подводной лодки и комфорту моряков.

Чтобы повысить скорость и уменьшить шумность подлодки, разработчики предложили совершенно новую конструкцию корпуса. И если подводные лодки проекта 641Б «Сом» были узкими и вытянутыми, то легкий корпус новой субмарины получил веретенообразную форму, во многом аналогичную той, что применялась для атомных подлодок. Соотношение длины лодки к ее ширине составляло 7,3.

Такая форма делала гидродинамическое сопротивление минимальным, что положительно сказывается на подводной скорости корабля. Конструкторы «Рубина» довели корпус будущего подводного корабля до совершенства в испытательном бассейне и на стендах.

Проект был утвержден Главкомом военно-морского флота в 1976 году, производство было решено развернуть в Комсомольске-на-Амуре на заводе им. Ленинского Комсомола. Позже выпуск подлодок проекта 887 был налажен в Горьком и Ленинграде.

Закладка головного корабля серии состоялась в 1979 году, а через год подлодка уже была принята в состав флота. В 1981 году в Комсомольске-на-Амуре был заложен второй корабль проекта – Б-260 «Чита», а в 1983 – Б-227 «Выборг». В настоящее время эксплуатируются в основном корабли, которые были спущены на воду в конце 80-х – начале 90-х годов, например:

  • Б-445 «Святитель Николай Чудотворец»;
  • подводная лодка «Владикавказ»;
  • подводная лодка «Ярославль»;
  • подводная лодка «Магнитогорск»;
  • подводная лодка «Липецк»;
  • подводная лодка Б-394 «Нурлат»;
  • Б-187 «Комсомольск-на-Амуре».

На основе базовой модели позже было разработано несколько модификаций субмарины:

  • 877Э и 887ЭКМ. Экспортные варианты подводной лодки, которые незначительно отличались от базовой модификации частью оборудования и вооружения. Лодки проекта 887Э предназначались для поставки союзникам из стран Варшавского договора. Две субмарины этого проекта до сих пор находятся на вооружении ВМС Польши и Румынии. Корабли проекта 887ЭКМ планировали продавать в капиталистические страны. При разработке этой модификации особое внимание уделялось обеспечению работы узлов и механизмов ПЛ в условиях тропиков. В настоящее время субмарины этого проекта активно эксплуатируются военно-морскими силами нескольких стран: Индии, Ирана, Китая и Алжира. Одна ПЛ («Димитров») входит в состав российского флота;
  • 08773. Эта модификация была специально разработана для ВМС Индии. От базовой она отличается наличием ракетного комплекса Club-S, новым гидроакустическим комплексом МGK-EM и модернизированными системами обслуживания и управления;
  • 877ЛПМБ. Модификация, которая была заложена в 1987 году на горьковском заводе «Красное Сормово». Основным отличием единственной лодки этого проекта является новый гребной винт, выполненный из сплава «Аврора». Он имел семь лопастей особой Г-образной формы. Кроме того, эта ПЛ была оснащена низкооборотным главным и вспомогательным электродвигателем, что снижало шумность субмарины. Также на подлодке был установлен спасательный люк, позволяющий экипажу покидать корабль даже с глубины в 250 метров. По этому проекту была построена единственная ПЛ – подводная лодка «Калуга», которая и сегодня входит в состав российского флота;
  • 877В. Еще один экспериментальный проект, который от базового отличается наличием водометного движителя, вместо привычного гребного винта. Благодаря этому единственный корабль этого проекта – подводная лодка «Алроса» – является самой тихой из «Варшавянок»;
  • 636 «Варшавянка». Самая известная модификация «Палтуса», которая была разработана на основе модификации 877ЭКМ в начале 90-х годов. Первая лодка проекта была построена в 2005 году для военно-морского флота Китая. В настоящее время ВМС КНР эксплуатируют уже десять кораблей этого проекта, шесть «Варшавянок» изготовлено для Черноморского флота, еще столько же до 2022 года должны войти в состав Тихоокеанского. Также субмарины этого проекта эксплуатируются военно-морскими силами Вьетнама и Алжира.
    Несколько серий этой модификации оснащены ракетными комплексами «Калибр» , кроме того, на них установлена новейшая навигационная система и автоматизированная информационно-управляющая система. По сравнению с лодками проекта 877 «Варшавянки» имеют еще меньший уровень шумности, что позволяет им первыми обнаруживать противника и уничтожать его.

Описание конструкции

Подводные лодки проекта 887 выполнены по двухкорпусной одновальной схеме. Причем форма корпуса спроектирована таким образом, чтобы максимально снизить сопротивление воды и уровень шумности. Главная энергетическая установка (ГЭУ) субмарин этого проекта – дизель-электрическая.

Прочный корпус подлодки имеет цилиндрическое сечение со сферическими концевыми конструкциями. Водонепроницаемыми переборками он поделен на шесть отсеков. Легкий корпус корабля веретенообразной формы, сверху он имеет специальное покрытие, поглощающее гидроакустическое излучение. В пространстве между прочным и легким корпусом находятся цистерны главного балласта и другое оборудование. Лодка может оставаться на плаву даже при затоплении одного из отсеков и двух цистерн главного балласта.

Посередине корпуса корабля находится ограждение шахт выдвижных устройств (то, что обычно называют рубкой). В нем располагается ходовой мостик. При этом все выдвижные устройства, не считая командирского перископа, не заходят в прочный корпус лодки. Такая конструкция позволила сделать более просторным центральный пост, значительно увеличив удобство работы моряков.

Носовые горизонтальные рули сделаны убирающимися. Кроме того, чтобы уменьшить помехи для работы гидроакустического комплекса, рули были перенесены из носовой части ближе к середине корпуса. С этой же целью все механизмы, способные создавать шум, были убраны с первого отсека.

В носовом отсеке лодки размещаются шесть торпедных аппаратов. Во втором отсеке находится центральный пост и аккумуляторные батареи, третий – жилой, в четвертом находятся дизель-генераторы, а в пятом – электродвигатели. В шестом, последнем отсеке, размещается резервная силовая установка.

Главная энергетическая установка обеспечивает кораблю движение с помощью электрического привода как в надводном, так и в подводном положении. Она состоит из главного электродвигателя с мощностью 5500 л. с. и двух дизель-генераторов по 1500 кВт каждый. Также у лодки имеется система работы под водой (шнорхель) и две батареи свинцово-кислотных аккумуляторов, каждая из которых состоит из 120 элементов. Кроме того, есть электродвигатель экономичного хода и два резервных электродвигателя. Они предназначены для движения корабля в узких местах, швартовки, их можно использовать, если главный двигатель поврежден или вышел из строя.

Большинство механизмов кораблей проекта 887 установлены на специальные амортизаторы или имеют покрытия, снижающие уровень вибрации.

Максимальная подводная скорость для подлодок проекта 17 узлов, надводная – 10 узлов.

Подлодки проекта вооружены шестью 533-мм торпедными аппаратами, два из которых могут вести огонь телеуправляемыми торпедами. Боекомплект составляет 18 торпед.

Лодки проекта 877 оснащаются устройством быстрого заряжания торпед, которое в несколько раз повышает скорость стрельбы. Это дает субмаринам значительное преимущество в дуэльной ситуации.

Для борьбы с летательными аппаратами противника лодки оснащены выдвижным зенитным комплексом, разработанным на базе ПЗРК «Стрела-3».

Подлодки этого проекта имеют БИУС «Мурена». Она позволяет следить одновременно пятью целями, причем две из них ведутся в автоматическом режиме, а три – в ручном. Эта система обеспечивает внесение поправок в связи с движением цели и точное наведение на нее торпед.

Лодки этого проекта оборудованы активной и пассивной РЛС, которые могут работать и в надводном, и в перископном режиме.

21 января 1954 года произошло по-настоящему знаменательное событие: в США с верфи Гротона была спущена первая в мире атомная подводная лодка «Наутилус». Началась новая эпоха развития подводного флота. Субмарины получили силовую установку, которая позволяла им месяцами не показываться на поверхности, развивать под водой немыслимую скорость и погружаться на недостижимые глубины. Казалось, что век дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) завершился.

Дизельные подводные лодки используются и сегодня, более того, во многих странах идет активная разработка подобных кораблей.

Дело в том, что атомные подлодки имеют свои существенные недостатки. Во-первых, такие субмарины более шумные. Работающий атомный реактор невозможно полностью заглушить, он издает непрерывный шум. Во-вторых, для его охлаждения используется забортная вода, которая после этого становится в незначительной степени радиоактивной, но это позволяет позволяет выследить корабль. Кроме того, атомоходы обычно имеют значительные размеры, что значительно ограничивает возможность их использования на мелководье. Кроме того, подобные АПЛ очень дорого стоят, и производить их могут лишь несколько стран в мире.

Основным неатомным подводным кораблем российского флота является подлодка типа «Варшавянка» - это название, которое объединяет корабли сразу двух проектов: 877 и 636, а также их многочисленные модификации, созданные в разные годы.

История создания «Варшавянки»

В конце 60-х годов командование ВМФ СССР инициировало создание дизельной подводной лодки нового поколения с пониженным уровнем шумности и мощным вооружением. Основными задачами новой подлодки должны были стать противодействие надводным и подводным кораблям неприятеля, разведка, защита собственных военно-морских баз и коммуникаций.

Конструкторам было дано задание создать такую ДЭПЛ, которая бы превосходила любой аналогичный корабль вероятного противника в дуэльном противостоянии. Добиться этого следовало за счет снижения шумности, увеличения дальности обнаружения противника, более мощного вооружения.

Примерно в это же время необычный подводный корабль появился у вероятного противника – в США на воду спустили атомную ПЛ «Альбакор». Эта лодка имела обтекаемую форму корпуса, очень напоминавшую кита. Советские конструкторы при проектировании новой субмарины решили повторить ее.

В 1974 году появилось техническое задание на разработку нового корабля, работы проводились в ЦКБ «Рубин» под руководством Кормилицына. Подводную лодку разрабатывали не только для ВМФ СССР, ею планировали вооружить все военные флоты стран-участниц Варшавского договора. Именно поэтому подлодки проектов 877 и 636 получили название «Варшавянка».

По сравнению с кораблями проекта 641, новая подлодка должна была развивать более высокую подводную скорость, быть более мореходной, иметь хороший модернизационный ресурс. Военные требовали, чтобы «Варшавянка» была более автоматизированной, с меньшим количеством экипажа и лучшими условиями его обитания.

Все советские ДЭПЛ, сконструированные ранее, были узкими и длинными, а новые подлодки получили легкий корпус веретенообразной формы, с соотношением длины к ширине 7,3. Форма корпуса была тщательно просчитана и многократно испытана на стендах, поэтому лодки проектов 877 и 636 имеют минимальное гидродинамическое сопротивление.

Головная ПЛ проекта 877 была заложена в 1979 году, в строй лодка вступила в 1982 году.

Несколько слов следует сказать об обозначениях. Для военно-морских сил Советского Союза строились лодки проекта 877, а на экспорт изготавливали корабли сразу двух проектов: 877Э и 636. Подлодки обоих проектов имеют название «Варшавянка», а сам проект 877 носит имя «Палтус».

Корабли проекта 636 – это одна из последних и самых совершенных модификаций «Варшавянки», их строительство началось в середине 90-х годов. Подводные лодки проектов 877 и 636 строились на верфях Комсомольска-на-Амуре, Нижнего Новгорода и Петербурга.

ПЛ проекта 636 имеет более совершенные характеристики по сравнению с ранними версиями. Она имеет лучшее сочетание бесшумности и дальности обнаружения надводных и подводных целей, более совершенную автоматизированную управляющую систему, навигационное оборудование, более мощное и современное вооружение.

В настоящее время ПЛ «Варшавянка» стоят на вооружении не только военно-морских сил России, но и ВМФ Китая, Индии, Алжира, Румынии и Польши.

Для ВМФ СССР построили 24 субмарины, 15 из которых были списаны еще до начала этого столетия. В 2010 году был заложен первый корабль усовершенствованной серии 636.6. На сегодняшний день четыре субмарины уже спущены на воду и приняты флотом. Планируется построить еще восемь подобных кораблей.

Стоимость одной ПЛ «Варшавянка» проекта 636 составляет примерно 300 млн долларов (на 2009 год).

Устройство ПЛ проектов 636 и 877 «Варшавянка»

Корпус подводных лодок проектов 877 и 636 имеет веретенообразную форму с минимальным количеством забортных отверстий. Такая форма увеличивает скорость подводного хода ПЛ и снижает ее шумность, но ухудшает мореходные качества в надводном положении. Покрытие корпуса уменьшает отражение гидроакустических систем кораблей противника. Между легким и прочным корпусом находятся цистерны главного балласта.

Носовые горизонтальные рули – убирающиеся.

Конструкция лодки двухкорпусная, она состоит из легкого и прочного корпуса. В передней верхней части корабля находятся торпедные аппараты, а в нижней – антенна гидроакустического комплекса.

Ограждение выдвижных устройств расположено над вторым отсеком и выполняет обычные функции: служит ходовым мостиком, защищает перископы, антенны и другие подъемные устройства.

Прочный корпус имеет шесть отсеков.

Первый отсек имеет три палубы: на верхней расположены торпедные аппараты, на второй – жилые помещения, а на нижней палубе – аккумуляторы.

Второй отсек также вмещает три палубы. На верхней находится центральный пост лодки, под ним размещена штурманская рубка и радиорубка.

Третий отсек состоит из двух жилых палуб и одной с аккумуляторными батареями.

В четвертом отсеке находится дизельный двигатель, а в пятом – электромоторы.

В шестом отсеке расположены электромоторы экономного хода и приводы рулей.

Движение и в подводном, и в надводном положении обеспечивается электродвигателем — ПЛ «Варшавянка» имеет схему полного электродвижения. Главная энергетическая установка состоит из главного электродвигателя (5500 л. с.) и двух дизель-генераторов 4ДЛ-42МХ по 1500 л. с. (на первых лодках проекта 877 – по 1 тыс. л. с.). Дизеля обеспечены системой работы под водой, ПЛ оборудована двумя группами свинцово-кислотных аккумуляторов.

Экономичный ход обеспечивает специальный электродвигатель мощностью 190 л. с. Есть еще два резервных электродвигателя, которые используются при маневрировании.

«Варшавянка» (проект 877) развивает под водой скорость 17 узлов, а в надводном положении – 10.

Более совершенная «Варшавянка» проекта 636 имеет подводный ход в 20 узлов и разгоняется до 17 узлов в надводном положении.

Механизмы ПЛ снабжены специальными покрытиями, которые поглощают вибрацию, они установлены на амортизаторах. Это в сочетании с малошумным гребным винтом и продуманной формой корпуса делает лодку малозаметной.

Нужно сказать, что у создателей корабля получилось добиться очень низкого уровня шумности: прозвище «Черная дыра», которое дали «Варшавянке» потенциальные противники, — яркое тому подтверждение.

«Варшавянка» имеет автономность 45 суток. На последних модификациях лодки в кормовой части корпуса расположен спасательный люк, который обеспечивает эвакуацию экипажа с глубины 250 метров.

Экипаж корабля составляет 57 человек, из которых 12 офицеров.

Основным вооружением подлодки являются шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм. Два из них могут вести огонь телеуправляемыми

Боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Мурена» позволяет отслеживать цели и вести эффективный огонь на всех диапазонах глубин. Лодка может сопровождать одновременно пять целей и вести одиночный или залповый огонь по двум целям.

На субмарине установлена навигационная система «Андога», которая прокладывает курс и выдает координаты корабля на пульт управления. Имеются также пассивная и активная РЛС, они могут работать в перископном и надводном положениях.

Технические характеристики «Варшавянки»

Ниже указаны ТТХ подводной лодки «Варшавянка» проекта 877.

Водоизмещение, т:
надводное 2300
подводное 3040
Скорость хода, узл.:
надводная 10
подводная 17
Дальность плавания (при скорости хода, узл.), миль:
в подводном положении 400 (3)
в режиме РДП 6000 (7)
Глубина погружения, м:
предельная 350
рабочая 240
Длина, м 72,6
Длина прочного корпуса, м 51,8
Ширина, м 9,9
Осадка средняя, м 6,2
Вооружение
Торпедные аппараты, шт 6
Боезапас, торпеды/мины 18/24
Боезапас ЗРК, ракет 8
Вооружение
Торпедные аппараты, шт 6
Боезапас, торпеды/мины 18/24
Боезапас ЗРК, ракет 8

Видео о подводной лодке

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Во главе с Юрием Кормилицыным, совместно с НИИ им. Крылова с 1974 года.

Основной особенностью проекта 877ЭКМ ("экспортный коммерческий модернизированный") стала возможность эксплуатации и функционирования механизмов и оборудования в тропических условиях.

На ПЛ принята одновальная схема движительной установки, осесимметричная форма корпуса, оптимизировано соотношение его длины и диаметра.

Внутренний прочный корпус подводной лодки разделен водонепроницаемыми переборками на шесть отсеков. В первом ‑ носовом ‑ отсеке находятся торпедные аппараты, во втором ‑ аккумуляторные батареи и главный командный пост. Третий отсек ‑ жилой, двухпалубный, включает камбуз и каюты. В четвертом отсеке стоят дизель‑генераторы, в пятом ‑ гребные электродвигатели. В хвостовом отсеке расположены электромоторы экономического хода и резервная силовая установка.

Силовая установка состоит из нескольких мощных электромоторов, позволяя ПЛ этого типа передвигаться только под электромоторами, без использования дизеля.

Большинство механизмов ПЛ снабжено вибропоглощающими покрытиями и установлено на амортизаторах или специальных платформах.

Шестилопастной гребной винт со сниженными до 250 оборотами в минуту значительно снижает уровень шума, оставляя противолодочным силам противника меньше шансов обнаружить субмарину с помощью шумопеленгаторов.

Предельная глубина погружения ПЛ ‑ 300 метров.

Скорость полного подводного хода — 17 узлов.

Дальность плавания в подводном положении экономической скоростью — 400 миль.

Автономность — 45 суток.

Численность экипажа — 52 человека.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Космонавты — конечно, герои. Они отправляются туда, где жизнь человека невозможна. Их отделяют от враждебной среды лишь стенки тесного аппарата. Для поддержания существования человека в космосе используется сложнейшая система жизнеобеспечения.

Олег Макаров

Случись что с этой техникой — и спастись будет очень трудно. Впрочем, если говорить не о космонавтах, а о подводниках, не о космосе, а о морских глубинах, все это снова будет правдой.

Подводная лодка «Выборг» стоит у причала в Кронштадте. Вокруг ледяное поле, но если надо, с ним быстро справится стоящий тут же неподалеку военный ледокол. Рядом Морской завод, где год назад субмарина проходила очередной ремонт.

Боевой корабль проекта 877 («Kilo» по классификации НАТО) уже не молод. Его построили в 1982 году в Комсомольске-на-Амуре, но и сейчас «Выборг» по‑прежнему в строю, оберегает безопасность страны в водах Балтики. Это не гигант с ядерным реактором и ракетным вооружением, размеры корабля намного скромнее: подводное водоизмещение составляет 3040 т. Но сравнительно небольшой размер, форма и конструкция этой подводной лодки дают ей очень важное преимущество — малошумность и малозаметность. На Западе 877-й проект прозвали «Черной дырой».


Отсеки подводной лодки разделяются люками. В случае чрезвычайной ситуации они будут задраены и создадут герметичный заслон между отсеками.

Только электричество

Одной из конструктивных особенностей лодки, позволяющей ей снизить шумность, стало полное электродвижение. Для тех времен, когда «Выборг» строили, решение было весьма новаторским. Дизель-электрические лодки более ранних проектов в надводном положении шли на дизельном ходу, и лишь под водой винты крутились с помощью электродвигателей, запитанных от аккумуляторов. У «Выборга» два тысячекиловаттных дизеля, и с винтом они никак не связаны. Пока лодка идет в надводном положении или на перископной глубине, дизеля вращают валы генераторов, а те заряжают аккумуляторные батареи. Винт приводится в движение либо основным гребным электродвигателем ПГ-142 (4040 кВт), либо электродвигателем экономического хода.

Дизель-электрические субмарины предыдущего поколения имели длинный и тонкий корпус. «Выборг» же обладает утолщенной веретенообразной формой. Это несколько ухудшает мореходные качества корабля во время движения в надводном положении, зато оптимизирует гидродинамические свойства под водой. Малошумности и малозаметности способствуют также вибропоглощающие покрытия на корпусе.


Располагающийся во втором отсеке центральный пост управления, пожалуй, самое просторное помещение на подводном корабле.

877-й проект оказался настолько удачным, что на его основе с середины 1990-х стали строиться подводные лодки проекта 636 «Варшавянка». Они обладают более высокой скоростью, более мощным гребным электродвигателем и новейшей системой навигации. В отличие от проекта 877, «Варшавянки» несут на борту не только торпедное и минное вооружение, но и противокорабельные крылатые ракеты, запускаемые через торпедные аппараты (экспортное наименование ракетного комплекса Club-S).

Долгий сон в Кронштадте

Но, несмотря на появление «Варшавянок» (на западе их именуют Improved Kilo — усовершенствованные Kilo), лодки 877-го проекта остаются в строю. Примером тому «Выборг». Знакомимся с командиром корабля: Сергей Олейников, капитан 2-го ранга, назначен на должность в декабре 2013 года, как раз тогда, когда на Морском заводе завершался очередной ремонт субмарины. «Хоть «Выборг» и не атомная лодка, назвать ее маленькой нельзя, — говорит Сергей Олейников. — Действующие здесь же, на Балтике, подводные лодки НАТО имеют максимальное подводное водоизмещение 1500 т, но есть и корабли меньшего размера (500−700 т). Тем не менее габариты позволяют «Выборгу» оставаться малошумным, малозаметным и многофункциональным кораблем. Он может бороться с надводными и подводными кораблями противника, осуществлять минные постановки, вести разведку, в том числе высаживать разведгруппы».


«Насколько интенсивна военно-морская активность на Балтике?», — спрашиваем мы у командира «Выборга». «На море у стран НАТО и других соседних государств постоянно ведутся учения и разведывательные мероприятия, и, естественно, мы часто фиксируем присутствие иностранных военных кораблей. Кто-то нас встречает, кто-то сопровождает, кто-то провожает. Но все это в рамках правил, никаких конфликтов здесь нет».

«Выборг» стал «Выборгом» не сразу. После постройки в Комсомольске-на-Амуре подводная лодка Б-227 отправилась на Тихоокеанский флот, а два года спустя своим ходом переправилась на Балтику, где несла службу в рядах Балтийского флота ВМФ СССР. В 1993 году корабль был переведен из тогда уже иностранной Лиепаи в Кронштадт. А затем целое десятилетие подводная лодка простояла без дела. Как бы в длительном ремонте. Лишь к концу прошлого десятилетия после испытаний она вернулась в строй. Тогда же, в 2008 году, над кораблем взяла шефство администрация Выборгского района Ленинградской области, и лодке было присвоено имя «Выборг». После нескольких лет службы «Выборг» вновь отправили ремонтироваться. «Речь не шла о серьезной модернизации, — рассказывает командир корабля, — но аппаратура на борту меняется постоянно, и в основном это касается электроники — радиостанции, средств вывода информации. Плюс текущий ремонт».


Ворота спасения

Нас приглашают осмотреть лодку. И сразу начинаются лингвистические сюрпризы. Надстройку над корпусом подводной лодки обычно в просторечье называют рубкой. На самом деле правильное название этого конструктивного элемента — ограждение выдвижных устройств. Антенн, перископа, шноркеля… Нет, со словом «шноркель» наши подводники тоже не согласны. «Шноркель» — немецкое слово, однако еще во времена Первой мировой подобные устройства были созданы в России. Поэтому правильнее говорить — «шахта для работы дизеля под водой». Что касается «ограждения выдвижных устройств», то кроме этих самых устройств тут у «Выборга» размещен ходовой мостик, и это отчасти оправдывает термин «рубка». Однако существуют подводные лодки, внутри ограждения которых никаких постов управления нет.

Лодка построена по двухкорпусной схеме — внутри прочный корпус, снаружи — легкий. Между ними — система балласта. На бортах лодки видны шпигаты — прорези, через которые из межкорпусного пространства сливается вода.


Скорость (надводная): 10 узлов // Скорость (подводная): 17−19 узлов // Рабочая глубина погружения: 240 м // Предельная глубина погружения: 350 м // Автономность плавания: 45 суток // Экипаж: 57 человек // Водоизмещение надводное: 2300 т // Водоизмещение подводное: 3040 т // Длина наибольшая: 72,6 м // Ширина корпуса наибольшая: 9,9 м // Средняя осадка: 6,2 м.

Еще не спустившись внутрь прочного корпуса, можно увидеть, как много устройств в конструкции лодки связано со спасением в экстренной ситуации. Вот аварийный буй. В случае бедствия специальные механизмы отпускают трос, и буй всплывает над местом аварии. Он не только сигнализирует о местонахождении лодки, но даже позволяет поговорить с экипажем по телефону — аппарат находится в специальном герметичном контейнере. Другое устройство — гидроакустический сигнализатор: он посылает звуковые сигналы, которые помогут спасателям обнаружить местоположение лежащей на дне субмарины.

Над первым и шестым отсеками на корпусе лодки видны два больших, отполированных почти до блеска металлических кольца. Это комингс-площадки. К ним в случае аварии сможет причалить спасательный аппарат. Поверхность колец должна быть гладкой, чтобы обеспечить герметичное соединение с мягкой прокладкой аппарата. После причаливания аппарат откачивает воду из пространства между двумя люками — своим и подводной лодки, давление там становится равным давлению внутри субмарины. Теперь можно открыть люк, и экипаж сможет перебраться в спасательный аппарат.


Капитан 2-го ранга Сергей Олейников, командир подводной лодки «Выборг»: «Габариты «Выборга» позволяют подводной лодке оставаться малошумным и малозаметным кораблем. Она может бороться с надводными и подводными кораблями противника, осуществлять минные постановки, высаживать разведгруппы».

Перископ — навсегда!

Чтобы попасть внутрь корабля, нужно войти в ограждение выдвижных устройств, подняться вверх на несколько ступеней, а затем опуститься на несколько метров вниз по вертикальной лестнице. Теснота внутри подводных лодок — факт общеизвестный, но тут она ощущается как насыщенность окружающего пространства бесконечным количеством конструктивных элементов. Здесь все на виду. Здесь все выглядит как радость любителя стимпанка и кошмар водопроводчика. Вдоль стен на всех уровнях бегут трубы гидравлических и пневматических систем с огромным количеством гаечных соединений, вентилей, клапанов. «Конечно, на лодках более современных конструкций системы управления, основанные на механике и гидравлике, заменяются электрическими актуаторами, управляемыми по проводам, и это экономит пространство, снижает вес оборудования, — рассказывают нам члены экипажа, — но, с другой стороны, электроника — вещь капризная, особенно в условиях совершенствования методов радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Гидравлика устроена проще и более ремонтопригодна в походных условиях».

Только здесь, перебираясь из отсека в отсек через круглые люки, рассматривая крошечные помещения для всего чего угодно — от камбуза до жилых кают, — понимаешь, что в подводной службе о комфорте говорить трудно. Здесь все приспособлено к ограниченному пространству. Даже кают-компания при необходимости превращается в операционную. Интересуемся, есть ли ограничения для подводников по росту и комплекции. Нет, отвечают нам, осваиваются все. Есть более серьезные ограничения по здоровью: надо уметь жить и работать при недостатке кислорода в воздухе.


Подводная лодка представляет собой замкнутый газовый объем, из-за чего и проистекают разного рода проблемы. Например, возможно возникновение взрывоопасных смесей. В случае взрыва или возгорания необходимо немедленно подавить реакцию горения, для чего используется система ЛОХ (лодочная объемная химическая защита), воздействующая на точки горения с помощью инертного газа (хладон). Эта система может спасти жизни, но может оказаться и убийственной: в 2008 году на АПЛ К-152 «Нерпа» несанкционированный запуск ЛОХ привел к гибели 20 подводников.

Родом из Питера

Подводная лодка «Выборг» относится к проекту 877 «Палтус». Первоначально предполагалось, что часть этих кораблей будет поставляться в страны Варшавского договора, поэтому проект получил неофициальное название «Варшавянка». В наши дни «Варшавянками» называют подводные лодки проекта 636 — модернизацию «Палтуса». Лодки проекта 877, относящиеся к третьему поколению, были разработаны ленинградским КБ «Рубин» под руководством Ю.Н. Кормильцина. Первые лодки типа «Палтус» (в том числе Б-227 «Выборг») выпускались в Комсомольске-на-Амуре, затем производство перенесли в Ленинград и Горький. Лодки этого типа имеют традиционную для советского подводного кораблестроения двухкорпусную конструкцию. Корабль разделен на шесть отсеков, на верхней палубе первого отсека размещается торпедное вооружение. В состав вооружения входят шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм, до 18 торпед или 24 мины. В надводном положении мог использоваться оборонительный ЗРК «Стрела-3».

Подводная лодка — это такой корабль, который всегда должен быть готов бороться за живучесть и спасение экипажа. В первом, втором и шестом отсеках, которые являются отсеками живучести, хранятся плоты и средства связи. В случае аварии подводники могут покинуть лодку, облачившись в гидрокостюмы и дыхательные аппараты через люки комингс-площадок (первый и шестой отсеки) или через декомпрессионную камеру (второй отсек). Также есть возможность выйти из лодки через торпедные аппараты с торпедной палубы первого отсека. В каждом отсеке (который в случае аварии может быть герметично изолирован) есть запасы еды и воды, батареи для регенерации воздуха.


«Мозг» корабля — центральный пост. Он расположен на верхней палубе второго отсека. Под ним — рубки радиста и штурмана. Именно через второй отсек проходят все выдвижные устройства, например перископ. А нужен ли он в наше время? Не отпала ли в нем необходимость при наличии современной гидроакустической и радиолокационной аппаратуры и прочих систем наблюдения за окружающим пространством?

«Нет, — отвечает Сергей Олейников, — перископ никогда не потеряет свою актуальность. Технические средства наблюдения и обнаружения подвержены разным воздействиям — например, средствами РЭБ. А видимый диапазон ими не затрагивается. Кроме того, информация от локаторов — это только отметки на экране, зачастую они малоинформативны. А взгляд в перископ сразу позволяет оценить тип корабля, его водоизмещение, курс, скорость. И все это по отметкам перископа, оперативно, без сложных расчетов».